Славелий Роза Весь как есть

Что такое художественный образ

Всё просто — это образ образа. Смысл которого — показать отношение кого-то к чему-то. И всего-то. Кому непонятно — читайте дальше.

Образ

Итак, что такое образ, для начала?

Вокруг нас есть некие объекты и явления. И вот подумайте о чём-то или ком-то. Например, о вашей знакомой — Тане. У вас в голове всплыл её образ, отражение её реальной внутри вас. Причём такое отражение, что вы бы могли воплотить его в изображение, если бы вы были художником-портретистом (или можете, если вы и есть художник-портретист).

Это отражение всегда искаженно. Оно не идентично Тане — многого о ней вы не знаете (чужая душа — потёмки), кроме того, что-то вы о ней знаете неверно, да и просто можете представлять её в одежде, в которой впервые увидели, хотя она давно её не носит. А люди постарше часто представляют тридцатилетнего дядю пятилетним мальцом.

Итак, отражение в нашей психике чего-то из внешнего мира, которое может быть изображено.. как? В большинстве случаев это картина, фото, видео и т.д. но образ может быть и звуковым («Изобрази поезд!» — «Чух-чух-чух, ТУ-ТУУУУУ»), и тактильным, и вперемешку — все органы чувств к вашим услугам.

А что может быть изображено, кроме Тани? Да всё, что угодно. Не обязательно, чтобы это можно было в мире увидеть, услышать или потрогать. Вот гроза, ветер, Таня, котёнок, мячик — их можно. Но справедливость — нельзя. Но если художнику нужно изобразить справедливость — он нарисует хотя бы весы. Так что да, символы, метафоры, аллегории и т.д. — все тоже сюда.

Итак, образ — чувственное изображение или воспроизведение какого-то объекта или явления. Образ передаёт действительность искажённо, он всегда не идентичен исходному объекту или явлению, и не обязательно, чтобы исходный объект(явление) существовал в объективной реальности.

Образ образа

Теперь к образу образа. Представьте, что вы берёте один из образов, искажённых действительностей, и искажаете его снова, но! У образа появляется какой-то смысл. Например, вы намеренно отбрасываете всё, что считаете лишним, и выделяете то, что считаете важным, в итоге образ что-то передаёт — либо информацию (документальный), либо отношение автора (художественный). Непонятно? Сейчас примеры.

Примеры

Симпсоны в минимализме

Симпсонов все же смотрели? Вот возьмём их образ и преобразуем с помощью стиля лего-минимализм.

Симпсоны в минимализме

Отбросим всё, кроме самого основного, что в итоге будет акцентировано — и сразу что бросается в глаза? У Лизы, самой умной в семье, единственной нет синего цвета. Она необычна, умна, талантлива. А синий цвет часто противоположен красному (во время игр-стреллялок свои — синие, враги — красные, например). Барт имеет в себе и красное и синее, штаны, как у отца — он молод и энергичен, он попирает моральные устои… Но всё-таки глуп, двоечник он не просто так. У Мэгги синяя одежда, как у всех остальных, но самая бледная — она совсем маленькая, у неё самая слабая индивидуальность. Гомер выше всех, но из-за причёски самая высокая Мардж. И она главная в доме, на ней держится вся семья.

Видите, сколько рассуждений породил этот образ образа? Не обязательно я прав, но в любом случае он заставил меня подумать о внешнем виде персонажей и его связи с их характером — есть ли она? Часто есть символическая связь и здесь она, похоже, есть, можно обратиться к официальным источникам, экспертам, чтобы проверить это.

Сталин

Сталин — противоречивый персонаж. Да, репрессии при нём просто цвели и пахли — но при нём страна победила Немецкую военную машину. Да, он тиранствовал — но жил при этом довольно аскетично, спал в маленькой комнате на простой кровати, чуть ли не один. Поддерживал тоталитаризм — но развернул политику страны от самоуничтожения для разведения огня мировой революции на построение коммунизма в одной стране. Мы до сих пор пользуемся всем тем, что он понастроил — но при этом с ТАКИМИ ресурсами экономика СССР и России могла бы быть горааааааздо лучше… И т.д. и т.п. Чего в нём было больше, хорошего или плохого, судить не берусь, да это и не важно. Важно другое.

Если мы берём всю эту информацию о Сталине и максимально полно и подробно передаём в фильме или книге, стараясь ничего не исказить — это документальный образ. Если мы показываем только одну сторону, усиляя её и намеренно искажая факты — например, рисуя злобного тирана, просто князя тьмы, или наоборот, доброго человека, который взял эту роль, чтобы плохие люди вокруг не натворили гораздо больших бед — мы показываем своё отношение к нему. Это уже художественный образ.

Дон Кихот

Это пример того, как художественный образ может быть полезен обществу. Сервантес описал в своей книге явление донкихотства, показал разные его стороны как раз через художественный образ . И в наше время, глядя на некоторых людей, многие вспоминают образ чудака в доспехах, сражающегося с ветряными мельницами. И это помогает им понять, с кем они имеют дело. Или ошибиться насчёт этого человека — такое тоже не исключено.

Вспомните других известных персонажей. Каждый из них отражает какое-то явление, волнующее или интересующее многих людей.

Справедливость

Да, справедливость может быть изображена с помощью весов. Но каких? Это могут быть весы, созданные из множества фигур каких-нибудь монстров, безжалостных к человеку. Это могут быть гигантские, каменные, светлые весы, давящие своим масштабом, величием, несокрушимостью — «СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВСЕГДА ТОРЖЕСТВУЕТ».

А могут быть это весы из магазина, намекающие на то, что «В наше прогнившее время справедливость вопрос финансов».

Паровоз

Что-то мы всё о персонажах да об абстрактных вещах. Вот, любой предмет можно представить как художественный образ. Для многих людей, кто в детстве ездил на паровозах, а во взрослой жизни пересел на мощные электропоезда, которые эффетивны, массивны и быстры, паровоз был чем-то из детства. Маленький, милый, неспешный паровозик, эх, годы-годы… А теперь посмотрите «Паровозик из Ромашково». Там поезд как раз изображён максимально мило и тепло.

Но опять же, не обязательно превращать для художественности образ в персонаж. Можно изобразить поезд похожим на военный снаряд, топор, молот, уничтожающий природу. Можно изобразить его иглой, сшивающей нитью железной дороги человеческие поселения — возможности безграничны.

Заключение

Важно помнить, что художественный образ всегда намеренно искажён для понятности, вызова интереса, развлечения. Он просто помогает понять какие-то вещи об отношении автора к исходному объекту или явлению, и даже не пытается, как документальный, соответствовать своему исходнику. Поэтому воспринимать его чересчур серьёзно, верить ему, обижаться на автора за него в большинстве случаев не имеет смысла.